Как узнать кадастровую стоимость недвижимости и оспорить ее
Напомним, что Правительством принято решение о взимании налога на недвижимость (на имущество) не от его инвентаризационной, а от кадастровой стоимости, приближенной к рыночной. Налоговый кодекс обязывает все регионы страны исполнить команду до 1 января 2020 года. В текущем году новые налоговые уведомления получат граждане 28 пилотных регионов, включая Москву и Подмосковье. Расчетный налоговый период для них — 2015 год. Остальные субъекты дату нововведения пока не определили, в том числе и власти Свердловской области. Базовая ставка налога определена в размере 0,1% от кадастровой стоимости. Однако региональным властям дано право увеличивать ее до 0,3% или до нуля. Для смягчения перехода на новый повышенный налог введено несколько этапов. в 2016 году собственники будут платить всего 20% налога, в 2017-м - 40%, в 2018-м - 60%, в 2019 –м - 80%. В 2020 году придется платить налог полностью. Налоговым кодексом предусмотрены вычеты из налогооблагаемой базы. Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты. Из общей площади квартиры вычитается уже 20 квадратов. Из общей площади дома вычитается 50 метров. Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.Закон сохраняет все льготы по налогу на имущество, однако во избежание злоупотреблений они будут предоставляться лишь по одному объекту недвижимости.
На, что следует обратить пристальное внимание всем владельцам недвижимости?
На ее официальную кадастровую стоимость. Она подчас значительно больше рыночной стоимости, что приводит к дополнительным и необоснованным налоговым отчислениям. Почему это происходит? Причина тому – общий, ориентировочный подход кадастровых оценщиков при определении цены жилья, не соответствующий требованиям закона «Об оценочной деятельности в РФ» и не учитывающий специфики каждого отдельного помещения. Другой причиной является кризис, значительно повлиявший на падение стоимости рынка недвижимости, что также не всегда учитывается экспертами. И, наконец, третья причина – зависимость оценщиков от постоянных заказчиков, работающих непосредственно на региональные или местные органы власти, которые как раз и получают налоговые отчисления и, соответственно, заинтересованы в завышенной кадастровой стоимости объектов налогообложения. Нарушения носят массовый характер, о чем свидетельствует огромное число обращений собственников в суды. Недаром президент 4 июля подписал закон о государственной кадастровой оценке, который должен снять недовольство бизнеса и граждан несправедливой кадастровой оценкой недвижимости и земельных участков. Документ, в частности, предусматривает создание института государственных кадастровых оценщиков, совершенствование и исправления механизма оценки, установление единой методики расчета и усиление ответственности оценщиков. Но все дело в том, что документ предусматривает государственную оценку проводить не реже одного раза в три года и по специальному решению. Кроме того, не факт, что госоценка будет ниже сделанной ранее.
Что можно сделать в данной ситуации?
1 Узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости. Как это осуществить? Есть несколько вариантов. Первый. Зайти на сайт Росреестра и получить данные с помощью с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости, с помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки», с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта». Второй. В офисе Федеральной кадастровой палаты Росреестра или МФЦ.
2 Запросить Росреестр, как конкретно определялась цена вашей недвижимости.
3 Если вы не согласны с произведенной оценкой вы имеете право потребовать ее пересмотра. Есть два варианта. Первый. Обращение к специальной комиссии при Росреестре. Второй. Обращение в суд. Кстати, статистика показывает, что в результате обращения в суд можно добиться снижения кадастровой стоимости в размере до 30%.Иски по изменению кадастровой стоимости принимаются в течение 5 лет с даты ее определения.
Надо иметь в виду, что комиссии очень редко соглашаются с требованиями заявителей. Суды действуют по иному принципу, руководствуясь судебными экспертизами по результатам которых и выносят решения.
Как рост суммы налога повлияет на рынок недвижимости и аренды.
Владельцы недвижимости, купившие ее как инструмент для инвестиций, приносящей доход, могут выставить ее на продажу. Почему? Жилье приобреталось для получения будущего дохода, превышающего депозитные ставки банков на фоне постоянного роста ее стоимости. Увеличенный налог может стать для таких инвесторов обременительным. Кроме того, спрос на жилье падает, а его стоимость уменьшается. Одинокие владельцы жилья также могут решить его продать и купить более скромное, чтобы избежать лишних расходов. В итоге, цена недвижимости по стране может просесть, так как сейчас предложение значительно опережает спрос, который весьма ограничен. Почему? Цены на все растут. Платежеспособность граждан падает. Желающих влезать в ипотеку и в итоге платить в два-три раза больше, чем квартира стоит, не очень много. Не до жиру быть бы живу.
Ниже мы знакомим вас с выдержками из Налогового кодекса, который 4 октября 2014 года был дополнен новой главой № 32, вступающей в действие с 1 января 2015 г.
Статьи этой главы гласят.
Статья 401. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната);3) гараж, машино-место;4) единый недвижимый комплекс;5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
2. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Статья 402. Налоговая база
1 Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения
НАШЕ ПРИМЕЧАНИЕ: В Свердловской области это решение еще не принято.
Статья 403. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения
3. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
4. Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.
5. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
6. Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.
Статья 406. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
2. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:жилых домов, жилых помещений;объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);гаражей и машино-мест;хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
3. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.