Садоводы и дачники будут жить по новому закону
Правительство считает, что действующий закон безнадежно устарел, поэтому Минэкономразвития подготовило и направило в Госдуму законопроект "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Документ упорядочит самоуправление в дачных объединениях, установит принципы расчета взносов и определит цели, на которые они могут направляться. Новые тарифы будут зависеть от площади земельного участка или общей площади дома. В течение переходного периода все объединения дачников и садоводов будут преобразованы в две организационно-правовые формы - садоводческое некоммерческое товарищество (для ведения садоводства и дачного хозяйства) и огородническое некоммерческое товарищество (для ведения огородничества).Закон вводит новое понятие "садовый дом", строительство которого не требует никаких разрешений. Члены садоводческих товариществ смогут строить на своих участках жилые дома для постоянного проживания. На огородных земельных участках разрешено размещать только хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства, поэтому зарегистрировать место жительства в огороднических товариществах будет невозможно.
Комментарии заместителя министра экономического развития Павла Королева, курировавшего разработку законопроекта.
"Сейчас даже с точки зрения статистического учета садоводы - зеро, - отметил в беседе с "РГ" - В муниципальном районе может числиться 150 постоянных жителей, а 10 тысяч дачников к жителям не относят, главу района они не выбирают, никаких прав не имеют, хотя земельный налог платят. Потому что дачный поселок не поселение. Но дачники - граждане, собственники. Нам необходимо принять такие решения, чтобы дачники были уравнены в правах, чтобы никто не делал вид, что их здесь на самом деле нет. Сейчас садоводческое товарищество является мини-монополией для всех своих членов, которые платят взносы, платят за газ, электричество, воду, поэтому правление товариществ должно нести такую же ответственность, как органы самоуправления за финансово-экономическое обоснование взносов и иных платежей. Когда мы приведем к единому знаменателю дачные поселки, решим помимо земельного вопроса вопрос инфраструктуры. Все нормы по пожарной безопасности, обеспечению муниципального образования "скорой помощью" и так далее привязаны к тем самым 150 постоянным жителям, а 10 тысяч дачников и здесь никто не учитывает. Даже у погорельцев в деревне и в дачном поселке разные права. Сгорел дом в дачном поселке, человек в нем жил постоянно, искренне считал себя собственником, но ему говорят: у тебя была там земля, а дом - это неизвестно что, вот тебе на первое время 10 тысяч, а потом определимся. Мы должны создать законодательные возможности, дать гарантии, жить и развиваться на земле. Четко сказать: вот этот поселок, который существует с 50-х годов, рассматривать как некое недоразумение более нельзя".
Он также считает, что новый закон очень важен для планирования территорий.
"К примеру, реконструируется одно шоссе, но не расширяется другое, почему? Потому что нет объективных параметров, так посчитали, - продолжает Павел Королев. - А когда мы знаем, что на этой территории 25 тысяч садовых поселков и граждане платят несколько десятков миллионов рублей, то после этого будут объективные параметры для развития транспортной инфраструктуры. И тогда любой глава муниципального района, зная, что дорогу подведут после того, как все учтено, он сам средства изыщет, возьмет бюджетный кредит на комплексные кадастровые работы, все перемеряет. И муниципалитет не только эти деньги вернет, но и будет получать в последующие годы доходы. Можно посчитать всю налоговую базу, и спрашивать разрешения ни у кого не надо".