Снижается спрос на загородную недвижимость
Спрос на жилье за городом падает начиная с 2008 года и по оценкам риелторов срока окончания данного процесса пока не видно. По данным столичных агентств только в текущем году количество заключенных сделок в этом сегменте рынка сократилось на 15-40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем эксперты отмечают, что в кризисном 2008 году ситуация была проще и с тех пор положение только ухудшается.
По их мнению разрыв между желаниями клиентов и их покупательной способностью продолжает увеличиваться. Все чаще встречаются случаи, когда покупатели после долгих раздумий бронируют объект и даже вносят необходимый при этом залог, но затем меняют свое решение. Тщательно проанализировав свои возможности они понимают, что давно желаемый дом придется ремонтировать и в дальнейшем тратить немалые деньги на его содержание. Они начинают понимать, что впереди их ждут только расходы, а доходов не предвидится. В зависимости от категории и формата поселка доля отказных броней достигает четверти от их общего числа.
Застройщики прилежащих к городам территорий также сталкиваются со значительными проблемами. Продать готовое жилье затруднительно, а кредиты надо возвращать. В этой ситуации все меньше желающих вложить немалые средства в строительство новых объектов, поскольку перспектива их реализации весьма туманна. Риски слишком велики.
За последние годы особенно пострадал от снижения спроса рынок коттеджей. Сделки в этом формате составляют не более 8% от общего числа продаж. По популярности их давно уже обогнали участки без подряда (УБП) и проекты малоэтажного строительства (МЖД). Спрос на элитное загородное жилье упал на 70%. Начиная с 2008 года застройщики в основном ориентировались на состоятельных людей рассчитывая на получение максимальной прибыли. Сейчас ситуация резко изменилась. В целом по рынку средняя цена снизилась на 60%. Это произошло в первую очередь за счет демократизации предложения. Как и на рынке городских новостроек застройщики пытаются выйти из положения и переориентироваться на жилье меньшей площади с целью увеличения платежеспособного спроса. По данным «ИРН-Консалтинг», если до кризиса 2008 года на рынке предлагались дома по 350-400 кв. м в среднем, то сейчас средняя площадь коттеджей составляет менее 250 кв. м. Встречаются варианты домов и вовсе от 30-40 кв. м. Похожая ситуация произошла с придомовыми участками: десять лет назад клиентам было нужно 20–40 соток и более, теперь же они выбирают варианты с 4–10 сотками.
В результате сокращения спроса увеличился срок экспозиции. Потенциальные покупатели осматривают 20-30 проектов, и чаще всего не находят объекта, который бы соответствовал их представлениям о прекрасном, если такие дома и находятся, то стоят они значительно дороже ожидаемого. На первичном рынке клиенты обычно смотрят коттеджи от месяца до полугода. На вторичном этот показатель как минимум вдвое больше. При этом сроки экспозиции могут достигать трех-пяти лет. До кризиса на выбор первичного коттеджа уходило обычно не более месяца, а на вторичном рынке срок экспозиции составлял до трех месяцев.
На ипотеку при покупке загородного жилья рассчитывать не приходится, поскольку банки выдают такие кредиты очень неохотно. Их требованиям соответствует не более 10% лотов от общего предложения. Кроме того, процент по ипотеке здесь безусловно выше.
В итоге многие готовые объекты годами остаются нереализованными. До 85% построенных домов успевают морально и технически устареть, ведь проектный цикл поселка составляет 5–10 лет.
Если предложение жилья в городах увеличивается, то на рынке загородной недвижимости сокращается.
Тэги: жилье, недвижимость, коттедж, УБП, МЖД