Торговые центры. Настоящее и будущее.
По данным аналитиков Cushman & Wakefield за первое полугодие в стране построили около 200 тысяч квадратных метров торговых центров (ТЦ), что на 13% больше, чем в 2018 году. В результате Россия по этому показателю стала первой в Европе. Однако, она все еще отстает от европейских стран по количеству торговых площадей на душу населения. В Европе приходится в среднем по 280 квадратных метров ТЦ на тысячу жителей, а в России только 170 метров.
В тоже время по сравнению с 2013-2014 годами объемы ввода торговой недвижимости уменьшились в два раза. В 2015-2016 годах объем ввода торговой недвижимости был тоже выше, чем сегодня. Поэтому говорить, что сейчас наблюдается резкий рост пока не стоит, хотя ситуация безусловно стала выправляться. Эксперты отмечают, что в 2019-2020 годах ожидается открытие еще 1,4 миллиона кв. м новых площадей. Например, крупные торговые объекты планируется запустить в Екатеринбурге, Перми, Грозном, Кирове. Однако, некоторые аналитики считают, что будущее принадлежит небольшим ТЦ районного масштаба. Частично это связано с миграционными потоками и строительством новых жилых районов, жителям которых необходимы магазины. Все больше места в торговых центрах отводится под рестораны, фудмаркеты и другие точки общепита. Не стоит забывать, что многие ТЦ становятся не только местом для шопинга, но и пространством для времяпрепровождения.
Некоторые эксперты считают, что Россия сменила тренд развития розничной торговли с американского, когда упор делается на магазины больших форматов, на южно-европейский — с точками «у дома». Ритейлеры сокращают свои площади и открывают магазины city-формата менее 5 тыс. кв. м — россияне все реже закупаются впрок и предпочитают именно их.
«В ритейле все ужесточается конкуренция. Федеральные сети — основные игроки на рынке в Екатеринбурге — продолжают открывать магазины. Но! Рынок уже переполнен, и в этом году такие гиганты как Х5 Retail Group или «Магнит» начали не только наращивать число своих точек, но и закрывать нерентабельные — так стала делать и «Пятерочка». Хотя раньше сеть только гналась за числом новых магазинов и мирилась с нерентабельными точками — лишь бы обойти «Магнит». Сейчас они своей цели достигли, так что пришла пора думать и об экономике. А она во многих магазинах уже не такая простая», - говорит президент ТС «Елисей» Александр Оглоблин.
Будущее ТЦ в городе весьма неопределенное. Косвенно об этом свидетельствует ситуация с ТЦ Гудзон в Пионерском поселке, где около двух лет два этажа здания остаются пустыми.
При этом определенную конкуренцию центрам составляет онлайн-торговля, темпы роста которой очень высоки (20-30 процентов в год), правда абсолютные цифры пока незначительны. Через интернет идет достаточно много покупок аудио- и видеотехники, а вот на рынке обуви, одежды, мебели, продуктов онлайн-торговля забирает лишь 2-5% продаж. Доля электронных продаж в России как минимум вдвое меньше, чем в Европе, так что есть куда расти.
Пока иностранные интернет-магазины, доставляющие заказы почтовыми отправлениями - прежде всего это Aliexpress, eBay и Amazon серьезно конкурируют с отечественными компаниями, поскольку могут предлагать более низкие цены. В тоже время наши интернет торговцы выигрывают по скорости доставки заказов и оформлению сайтов. Возможно, ситуацию в отношении цен улучшит новая система таможенного администрирования, которую собирается представить Федеральная таможенная служба.
Кстати, сейчас Минпромторг работает над Стратегией развития электронной торговли, которая предусматривает рост доли продаж на 10% к 2025 году. Условием развития интернет-торговли является обеспечение общих подходов ее регулирования наравне с офлайн-торговлей.
Тэги: Екатеринбург, торговые центры, недвижимость