Рынок коммерческой недвижимости становится многофункциональным

Итоги прошедшего года говорят о том, что коммерческая недвижимость переживает эпоху трансформации и границы между сегментами размываются.
По данным компании Knight Frank, в структуре транзакций на торговый сегмент пришлось 27% общего объема. Второе место занимает офисная недвижимость с долей 24%, третье — площадки под девелопмент -18%. При этом лидирующее положение торговой недвижимости характерно только для России. На Западе этот сегмент давно уступил место офисам. Общий объем инвестиций в недвижимость в 2019 году превысил показатели предыдущего года на 9%. В следующие несколько лет предполагается, что инвестиции будут расти примерно на 6-10 процентов ежегодно.
«В целом на рынке продолжит снижаться доля свободных площадей, спрос и ставки аренды будут расти в качественных объектах торгового, офисного и складского сегментов», — считает управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков.
По мнению экспертов все виды коммерческой недвижимости движутся к многофункциональности. В настоящее время можно увидеть шоурумы в складах, В2В и В2С склады в торговых центрах, коворкинги в торговых центрах. Заметно увеличение доли support-retail в бизнес-центрах, pop-upstores в номерах отелей. Появление интернет-торговли внесло значительные изменения в структуру коммерческой недвижимости. Россияне теряют интерес к гипермаркетам и все больше предпочитают совершать покупки в магазинах у дома и через интернет. Сейчас даже вполне успешные гипермаркеты вынуждены предлагать рынку новые форматы. Налицо все усиливающаяся конкуренция между офлайн- и онлайн-магазинами. В результате идет симбиоз офлайн- и онлайн-ритейлеров: розничные магазины создают свои интернет-площадки, а интернет-магазины интенсивно выходят в торговые центры.
Молодое поколение предпочитает выбирать товары в интернете и сравнивать цены на них, при этом они могут совершать покупки в торговых центрах. Последние все чаще делают ставку на многофункциональность. Среди арендаторов торговых центров теперь можно встретить и салоны красоты, и МФЦ, и языковые курсы, и медицинские клиники. В общем обновленные центры стараются предложить своим гостям максимум сервисов, услуг и впечатлений. Специалисты отмечают активное сращивание ритейла и общепита. В результате стали появляться магазины с зоной кафе.
В перспективе продолжится сокращение площадей магазинов и самих ТЦ, рынок будет переходить к малому формату, строительству объектов «у дома» в составе МФЦ, жилья, ТПУ — в спальных районах, районах новой застройки и комплексного освоения территорий.
На рынке офисной недвижимости уменьшается доля вакантных площадей, при этом ввод новых объектов сокращается, и они в основном выходят на рынок уже полностью или частично заполненными. Еще одним ключевым трендом на рынке офисов стало развитие коворкингов и гибких рабочих пространств. Традиционно наиболее востребованы качественные объекты с хорошей локацией и развитой инфраструктурой.
Помещения для складов продолжают оставаться востребованными, а доля вакантных площадей достаточно низка. Однако, девелоперы не спешат строить новые объекты по причине высокой стоимости строительства и кредитования.
Тэги: недвижимость, склады, торговля, офисы