Застройщики приспосабливаются
Для сохранения спроса в условиях снижения доходов потенциальных покупателей жилья застройщики вынуждены вносить коррективы в свои планы. Меняется планировка квартир в сторону уменьшения площади, растет доля жилья с отделкой. Покупатели не хотят тратить деньги и время на ремонт и предпочитают полностью готовые объекты.
«Сейчас у большинства покупателей в эконом-классе есть верхняя планка по цене, выше которой они ни в коем случае не готовы забираться. Что вынуждены делать застройщики? Прежде всего, снижать метраж. Если ранее покупателям повсеместно предлагались двухкомнатные квартиры площадью 60-69 кв. м, то сейчас трешки в основном не превышают по размерам 70-75 “квадратов”», – считает генеральный директор компании «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев.
Кроме того, покупатели стали думать о том, сколько их квартира будет стоить в будущем. Они стали интересоваться планами города в отношении микрорайона, дорогами, транспортом и другой инфраструктурой. Потребителю в эконом-классе сейчас нужны проекты попроще, площади поменьше и – главное – по цене как можно ниже. Покупатели квартир комфорт-класса стали более требовательными. Они хотят прекрасных условий за относительно небольшие деньги. «Бизнесу для сохранения спроса придется давать потребителю больше, чем он ждет, причем это касается любого класса жилья. Например, не две, а три спальни, балкон, трансформирующийся в террасу, гардеробная, качественная отделка. Пусть, покупая комфорт-класс, он принимает его за класс бизнес. Это как раз самый чувствительный клиент, ему крайне важна статусность», – говорит директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей. В этих условиях стали появляться предложения “комфорт по цене эконома”. Однако, надо понимать, что некоторые застройщики просто завышают класс предлагаемых квартир или не причисляют их к определенному сегменту.